• Дениченко Вера Фёдоровна, учитель начальных классов

ЦЕЛИ:

  • определить свойства 0, соотнести 0 с
    предметной картинкой;

  • развивать умение наблюдать,
    сравнивать, делать выводы;

  • умения составлять равенства по
    данным картинкам;

  • воспитывать интерес к предмету,
    умение сотрудничать.

ОБОРУДОВАНИЕ: геометрические
фигуры, Нолик, сугроб с цифрами, образец 0,
таблица, карточки с выражениями.


Ход урока

1. Оргмомент.

2. Создание эмоционального настроя.
Определение темы урока.

– Чтобы найти главного героя нашего урока,
нужно назвать “лишнюю” фигуру.

(По двум признакам “лишняя” фигура – овал.
Овал переворачивается – рисунок – наш герой
Нолик.)

ВЫВОД: ТЕМА УРОКА “ЧИСЛО И ЦИФРА 0”.


3. Актуализация знаний:

а) Задания Нолика. Запись чисел на доске.

1 5 4 2 3

– Что обозначают числа по отношению к фигурам?

– Расположить числа в порядке возрастания.
Докажите, что задание выполнили правильно.

Игра “День-ночь” (числа меняются местами).

– Расположить числа в порядке убывания.
Доказать, что задание выполнено правильно.

– Продолжить числовой ряд.

5 4 3 2 1 … 0

Вывод: место 0 в числовом ряду?

б) Веселые задачи – работа с кассами цифр.

– Сколько груш может вырасти на яблоне?

– Сколько учеников в нашем классе старше 50 лет?

– Сколько Наташ в нашем классе?

– Сколько берез растет в нашем классе?

– На грядке прыгало 7 воробьев, кот поймал
одного воробья. Сколько воробьев осталось на
грядке?

Вывод: что обозначает число 0? (отсутствие
предметов).


4. Работа в тетради.

а) Пальчиковая гимнастика.

б) Запись числа. Месяц?

в) Письмо цифры 0.

– Дуют ветры в феврале, воют в трубах звонко.

– Змейкой вьется по земле легкая поземка.

– Замело дорогу Нолику. Помогите найти следы.

0 00 000…

– По какому правилу записаны цифры?

г) Письмо в воздухе по образцу.

– Цифра вроде буквы О, это 0 иль ничего.

д) Записать “соседей” числа 0..


5. Составляем рассказ о 0 по плану:

ЧТО ЗНАЕМ?

1. Что обозначает?

2. Место в числовом ряду?

3. “Соседи” числа 0.


6. Постановка учебной задачи.

– Продолжим наше путешествие. Запись на доске.

– С какими выражениями мы еще незнакомы?
(действия с 0).


7. Решение учебной задачи Наблюдение: свойства
0.

– Что изменилось в каждой паре картинок?
Записать равенства.

“Слова-помощники”: БЫЛО, СТАЛО, УВЕЛИЧИЛОСЬ,
УМЕНЬШИЛОСЬ.

– Обобщение: сравните выражения, что заметили?
(0 + а = а и а + 0 = а).

Значит – 3 выражения. (а – а = 0, а + 0 = а, а – 0 = а) –
проговорим хором.

Вывод: узнали свойства 0. Зачем их знать?


8. Самостоятельная работа обучающего
характера.

а) Группировка выражений: Нолик пошалил,
разбросал выражения, их нужно распределить по
свойствам.

б) Работа в парах: дополнить каждый столбик
своими выражениями, найти значения придуманных
выражений.


9. Физминутка.

10. Работа по учебнику: стр.108 номер 245 –
самостоятельно.

– Что обозначает 0 на числовом луче?

Составление и запись равенств:

0 + 6 = 6

3 – 3 = 0

1 + 6 = 7

– Взаимопроверка.

– Найдите “лишнее” выражение. Докажите его
выбор.

(не имеет 0, не подчиняется данным свойствам)


11. Обобщение: что знали? что узнали? (рассказ по
плану). Было ли трудно? Интересно?

12. Итог урока.