Литература

  • Мифологические сюжеты в произведениях искусства
    2010/11

    Автор:
    Габаина Ольга Леонидовна

    Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной.

  • Мифологический и педагогический контекст произведений В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» и «Изба» (нравственность и современность в творчестве Распутина)
    2005/06

    Автор:
    Осмоловский Максим Владимирович

    Статья содержит материалы к урокам по произведениям Валентина Распутина, написанным в разные годы и изучаемым в выпускном классе средней школы. В статье прослеживается связь творчества писателя с традициями русского фольклора, классической и современной русской литературы на уровне проблематики и образной системы, отмечается тяготение писателя к мифопоэтическим образам и стремление вложить в идею своих произведений глубокий педагогический смысл. Осмысление проблем современности с позиций мифологической традиции — такова подоплёка и повести «Прощание с Матёрой», написанной в 70-е гг., и рассказа «Изба», созданного в 90-е.

  • Мифопоэтическая основа повести Н.В. Гоголя «Портрет»
    2011/12

    Автор:
    Костишина Елена Ивановна

    Взаимоотношения вымышленного и реального миров в произведении зависят от мировоззрения автора, его литературных пристрастий, что определило содержание повести Н.В. Гоголя «Портрет».

  • Мифопоэтическая символика образа главной героини в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник»
    2006/07

    Автор:
    Латышева Юлия Римовна

    В статье предлагается культурологический подход к изучению произведения И.А. Бунина «Чистый понедельник». Цель данного урока состоит в том, чтобы показать софиологический подтекст в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник». Урок разработан в соответствии с базовыми компонентами литературного образования, с применением новых технологий.

  • Мифопоэтический анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
    2009/10

    Автор:
    Кем Елена Геннадьевна

    Мифопоэтический подход к прочтению текста – это анализ по заданной формуле, изначальному образцу. Именно по такому образцу писались русские народные сказки. Композиция, сюжет, система образов – все выстраивалось в определенную схему.

  • Мифопоэтический аспект анализа рассказа В.М. Шукшина «Далекие зимние вечера»
    2006/07

    Автор:
    Чернова Людмила Николаевна

    Миф является решающим фактором для понимания всей художественной продукции человека, древней и современной. В литературных произведениях отыскивается столько структурных и содержательных элементов мифа (мифологем), что они становятся определяющими для оценивания и понимания данного произведения. В предложенной работе — попытка рассмотреть рассказ В.М. Шукшина с этой точки зрения.

  • «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии». 6-й класс
    2013/14

    Автор:
    Ершова Мария Сергеевна

    Урок по программе под редакцией В.Я. Коровиной знакомит учеников с понятием «миф», мифами Древней Греции в прочтении подвигов Геракла. Использована технология проекта, что особенно актуально в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Формирует и развивает универсальные учебные действия, которыми должны владеть ученики.

  • Мифы древних славян — основа обрядов россиян
    2006/07

    Автор:
    Чулина Галина Валентиновна

    Слово «культура» происходит от слова «культ», что означает — вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это, — не имеет права считаться культурным человеком, потому что нами забыто прошлое, мы не знаем народных традиций. Мы с вами можем долго и увлекательно говорить о мифах Древней Греции, а свои, славянские мифы забыли. Мы читали славянские мифы с названием месяцев ведического года, представляли славянских богов в рисунках. Сегодня мы подводим итог изучения славянских мифов.

  • Мифы народов мира. Урок-соревнование по литературе в 6-м классе
    2006/07

    Автор:
    Калашникова Надежда Васильевна

    Урок-соревнование по литературе «Мифы народов мира» (6-й класс) проводится после знакомства учащихся с греческими мифами о двух подвигах Геракла («Авгиевы конюшни» и «Яблоки Гесперид»), индийским (о появлении бога Брахмы), скандинавским («Путешествие Тора в Утгард») и славянским (народный миф о Солнце).
    Урок проходит в виде соревнования двух команд одного класса. Состав команд выбирается при помощи жеребьевки, которая делает этот состав случайным и разноуровневым.
    Задания подобраны таким образом, что позволяют проверить знания учащихся по данной теме, способствуют развитию воображения, умения работать в команде.

  • Мифы народов Сибири
    2007/08

    Автор:
    Стенина Наталья Николаевна

    Специфика курса «Литературное наследие Сибири» заключается в том, чтобы познакомить с литературным наследием Томской области, региона, кругом имён авторов, литературно-краеведческим материалом; показать, как рождалась сибирская литература, как она развивалась. Урок по теме: «Мифы народов Сибири» знакомит с фольклором и литературой родного края на примере художественных текстов народов, проживающих в Сибири.

  • Мифы народов Ямала о происхождении живого на Земле. 6-й класс
    2010/11

    Автор:
    Истомина Лариса Михайловна

    С глубокой древности до нашего времени было высказано огромное количество гипотез о происхождении живого на Земле. Но всё многообразие этих идей сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения – происхождение живого от живого и происхождение живого от неживого. На занятии прочитаем и обсудим мифы народов Ямала о происхождении живого на Земле.

  • Михаил Федорович –и основатель семьи Романовых
    2013/14

    Автор:
    Жирнова Галина Кузьминична

    Статья знакомит с историей России на рубеже XVI и XVII веков. Рассматривается период истории, когда царский трон занял Михаил Федорович Романов.

  • Михаэль Энде «Бесконечная история»
    2011/12

    Автор:
    Михайлова Елена Николаевна

    Михаэль Энде – немецкий писатель, живший в фашистской Германии, видевший Вторую мировую войну с другой стороны фронта. При желании учителя можно говорить о войне как общечеловеческой трагедии. Михаэль Энде – вдохновитель многих современных фантастических книг и фильмов.

  • «Мне бы только правду рассказать…» «Логика жизни» в рассказах В.Шукшина. 11-й класс
    2012/13

    Автор:
    Ахматова Светлана Михайловна

    Интерес к творчеству В.Шукшина останется всегда, т.к. автор ставит перед читателем важные общечеловеческие проблемы, решить которые он завещал людям. В рассказах В.Шукшина на поверхности оказывается лишь очевидное, видимое глазу и внятное житейскому рассудку; все неочевидное скрыто в глубине раздумья. Сам Шукшин мог бы дать какие-то ответы на каждую из взятых им ситуаций, но он не знает ответов единственно верных, безусловных. Он считал, что, постигая жизнь, не надо навязывать ей выдуманных представлений и догм, а лишь более чутко прислушаться к ней, больше доверять и верить.

  • «Мне моя Русь дороже всего на свете…» Жизнь и творчество И.С. Тургенева
    2011/12

    Автор:
    Мусатова Валентина Петровна

    Урок-презентация с использованием писем, воспоминаний, фрагментов произведений, романса позволяет не только познакомиться с личностью писателя, но и даёт возможность прочувствовать его возвышенную русскую душу. Особый эмоциональный настрой, исключительный материал, выразительный рассказ учителя и подготовленных учащихся – всё это развивает особый интерес к личности писателя-патриота, его творческому наследию.

  • Многовариантная контрольная работа по теме: «Серебряный век русской поэзии» в 11-м классе
    2004/05

    Автор:
    Конопелькина Марина Николаевна

    Многовариантная контрольная (зачётная, проверочная) работа по теме «Серебряный век русской поэзии» в 11 классе. Цели: углубление, расширение (при подготовке) знаний и их проверка, повышение уровня самостоятельности при выполнении работы, формирование умения работать с дополнительной литературой.

  • Многогранность лирики Сергея Есенина. Философские мотивы в ней
    2007/08

    Автор:
    Москаленко Татьяна Николаевна

    На уроке учащиеся стремятся постичь специфику лаборатории художника слова, т.е. особенности поэтического языка в философских стихах С.Есенина. Определить поэтическую идею его стихотворений. Осмыслить своё личное отношение к прочитанному. Совершенствовать навык анализа лирического произведения в единстве формы и содержания.

  • Многоликий Петербург
    2012/13

    Автор:
    Давыдова Светлана Викторовна

    Материал знакомит читателя с приемами работы по изучению всемирного природного и культурного наследия в школе, взаимодействием уроков литературы с театральной и экскурсионной деятельностью, а также формами работы с одаренными детьми.

  • Многоликость Добра и Зла (урок литературы по повести К.Льюиса «Племянник Чародея»)
    2007/08

    Автор:
    Сиволапова Наталья Алексеевна

    На материале сказочной повести в процессе беседы семиклассники учатся оценивать поступки своих сверстников; пытаются размышлять над такими морально-философскими категориями, как Добро и Зло, Благородство и Бесчестие, Самопожертвование во имя счастья других и Эгоизм. На протяжении урока еще раз будет прослежена мысль, что литература отдельной страны находится в тесной взаимосвязи с идеями, героями литератур других стран. Материал повести позволил вспомнить произведения Рабле «Гарантюа и Пантагрюэль», Вл.Крапивина «Мальчик со шпагой», Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», М.Метерлинка «Синяя птица».

  • Модель интерактивного урока-настроения «Распахни окно»
    2011/12

    Автор:
    Гришина Татьяна Юрьевна

    Учащиеся вспоминают стихи, ранее изученные на уроке. У них формируется представление об использовании образов природы в различных видах искусства, определяется цель такого использования.

  • Модель смешанного обучения на уроке литературы по теме «А наш ли Бажов?». 5-й класс
    2013/14

    Автор:
    Чехомова Екатерина Александровна

    Урок направлен на реализацию модели смешанного обучения, предназначен для учащихся 5-х классов. Цель урока: сформировать у учащихся способность к самоидентификации личности как гражданина страны.

  • Модель урока в режиме проблемного обучения. Урок литературы в 7-м классе «Кто честным кормится трудом — того зову я знатью» (по творчеству Р.Бернса)
    2008/09

    Автор:
    Михеева Татьяна Александровна

    В конспекте представлена модель урока литературы в режиме проблемного обучения в 7-м классе по творчеству Р.Бернса. В модели соблюдены все классические этапы: постановка проблемы; проблемная ситуации; выдвижение гипотез; проверка решения; творческая работа. Тип урока – урок анализа стихотворения.

  • Модель урока по обучению анализу художественного произведения на примере рассказа К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»
    2009/10

    Автор:
    Марченко Лариса Алексеевна

    В современных публикациях довольно часто встречается мнение, что анализ литературного произведения «отбивает» у учеников желание читать само произведение. Но есть и другая точка зрения: чтение без анализа – это не всегда правильное осмысление прочитанного. Своеобразие творчества писателя во многом определяется именно в процессе анализа.

  • Модель урока-диалога в 11-м классе. Тема: «Рассказ В.Набокова «Звонок»
    2008/09

    Автор:
    Пушкина Ольга Викторовна

    Вашему вниманию предлагается урок, на котором представленное произведение рассматривается и анализируется по отрывкам.

  • Модельный урок по литературе на тему: «Истинные волхвы»
    2009/10

    Автор:
    Орехова Елена Александровна

    Урок развивает навыки вдумчивого чтения, учит анализировать произведения, опираясь на свой опыт, развивает творческие способности учащихся. На уроке используются приемы: прогнозирование по названию, чтение с остановками, обращение к личному опыту, дерево предсказаний, в конце урока проводится творческая работа.

  • Модуль «Перекрестки мировой художественной литературы»
    2005/06

    Автор:
    Киселева Ирина Александровна

    Модуль «Перекрёстки мировой художественной литературы» построен по принципу поиска тематических, проблемных и художественных точек пересечения в произведениях писателей, относящихся к разным культурным пластам и разным эпохам. Такой подход позволяет учащимся лучше понять философию развития мира, глубже проникнуть в мировые проблемы, критически оценить и усвоить общечеловеческие духовные ценности.
    Применение модульной технологии даёт возможность развивать диалогическое и проблемное мышление через самостоятельное разрешение поставленной художественной задачи в ходе выполнения нетрадиционной творческой работы с исследовательским подходом.

  • Модульно-рейтинговая технология на уроках литературы
    2009/10

    Автор:
    Исакова Татьяна Николаевна

    Целью данной работы является представление созданной системы работы по литературе в 8–11-х классах через использование методов модульно-рейтинговой технологии.

  • «Мое упование в красоте Руси». Б.В. Шергин. «Для увеселенья». 6-й класс
    2010/11

    Автор:
    Артемьева Светлана Владимировна

    Методическая разработка урока литературы в 6-м классе по региональному компоненту на примере изучения сказа Б.В.Шергина «Для увеселенья». В ходе урока предусматривается использование ИКТ.

  • Можно ли учить творчеству
    2005/06

    Автор:
    Жукова Татьяна Михайловна

    «Учить творчеству» нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось необходимо. Можно и нужно давать на уроках и во внеурочное время такие задания, благодаря которым ученик понимает, что значит быть автором художественного произведения, приобретает опыт «бывания в авторской позиции» (М.Бахтин). А задавая тему и средства работы, мы создаем те «предлагаемые обстоятельства», в которых развернется собственное творчество ребенка.
    Творческие задания ставят ребенка в позицию творца, подводят к той черте, за которой может начаться порождение собственных творческих замыслов.
    Внутренняя мотивация является одним из мощнейших двигателей творчества. Для того чтобы человек стремился к творчеству, необходимо, чтобы окружающая среда подпитывала его внутреннюю мотивацию.

  • Мои методы обучения на уроках таджикского языка и литературы
    2006/07

    Автор:
    Мирзоёров Фирдавс Ниёзович

    Учитель не только должен видеть всю ситуацию, но он еще должен уметь предвидеть будущее, так как видеть легко, а предвидеть очень сложно. По нашему мнению, этим требованиям способствуют стратегии критического мышления. Именно поэтому сегодня необходимо расширить ролевую ориентацию программы критического мышления.