Литература

  • Личностно-ориентированный урок-открытие «Человек создан для счастья, как птица для полета» (по очерку В.Г. Короленко «Парадокс»)
    2007/08

    Автор:
    Самарская Елена Николаевна

    Цели урока: помочь учащимся увидеть нравственное взросление героев; показать, что личность человека формируется в результате межличностных отношений; воспитывать гуманистическое отношение к окружающему миру; помочь увидеть смысл жизни, наполнить его ценностным содержанием.

  • Личностное познание собственных возможностей
    2007/08

    Автор:
    Бобровник Ольга Владимировна

    Статья является итогом многолетнего труда по освоению инновационной технологии проведения уроков
    в форме педагогических мастерских. В ней представлен как теоретический материал по проведению педагогических
    мастерских, так и практический. Содержание статьи вызовет наибольший интерес у учителей литературы, но
    поможет в освоении проведения уроков-мастерских и преподавателям других предметов.

  • Личность М.Ю. Лермонтова сквозь восприятие современников. Трагизм судьбы поэта. Урок литературы в 9-м классе с использованием ИКТ
    2007/08

    Автор:
    Андропова Наталья Петровна

    Дать школьникам почувствовать писателя как живого человека, во всем богатстве и родстве его духовного мира с его любовью и ненавистью, скорбью радостью, исканиями и сомнениями едва ли не самое главное при изложении материала биографии. Что поможет учителю воссоздать на уроке неповторимый творческий стиль писателя? Этой цели могут служить воспоминания современников, письма, дневники, автобиографии, записные книжки писателя.

  • Личность, судьба и творчество поэта. Литературно-поэтическая композиция «Звезда полей» (по творчеству Н.Рубцова)
    2010/11

    Автор:
    Астафьева Елена Николаевна

    Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова – известного русского поэта, поэзия которого продолжается в музыке, вызвать интерес к лирике поэта.

  • «Лишний человек» в русской классике
    2008/09

    Автор:
    Шрамкова Татьяна Дмитриевна

    Урок обобщения представляет собой литературно-музыкальную композицию в стиле «слово в музыке». Проводится в нетрадиционной форме — «литературное кафе». На основе известных литературных образов происходит повторение основных нравственных канонов общества и литературоведческих терминов.

  • «Лишний человек» в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
    2011/12

    Автор:
    Григорьева Светлана Александровна

    На уроке объясняется литературоведческое понятие «лишний человек». Формулируются предпосылки появления лишних людей и указываются их общие черты. Учащиеся знакомятся с представителями лишних людей на примере произведений А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

  • «Лишь добро одно бессмертно…» Урок по рассказу А.П. Платонова «Юшка». 7-й класс
    2011/12

    Автор:
    Лагутина Татьяна Викторовна

    Урок знакомит с жизнью и творчеством А.П. Платнова, рассказом «Юшка»; дает определение понятий «блаженный», «юродивый».

  • «Лишь слову жизнь дана…»
    2012/13

    Автор:
    Подъяблонская Татьяна Михайловна

    Главное на уроках русского языка и литературы – внимание к слову. Именно этому необходимо научить даже не самых читающих школьников. Как начинается работа хорошего думающего читателя? Попытаться увидеть отличие художественного словоупотребления от «нормального», пытаться понять, что же «зашифровал» автор в слове-образе. Совершить «раскопки» значения слова, тонкости его смысла, особенности его употребления в каждом произведении, у каждого автора, совершенно необходимо, для того, чтобы дети научились понимать художественный текст.

  • Логические пятиминутки как один из приемов развития учебно-логических универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка и литературы
    2015/16

    Автор:
    Кузнецова Ирина Михайловна

    В статье рассматривается методический прием «логические пятиминутки» как одно из средств, направленных на развитие учебно-логических универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы. На конкретных примерах показывается предметное содержание логических пятиминуток, группы учебно-логических умений, формируемых с помощью данного дидактического средства, а также их включение на различных этапах урока.

  • «Лоис Лоури «Дающий». Актуален ли жанр антиутопии в XXI веке?» 11-й класс
    2014/15

    Автор:
    Клокова Юлия Михайловна

    Урок по произведению американской писательницы Лоис Лоури «Дающий», рассчитанный на 2 часа, предлагается провести после изучения романа Е. Замятина «Мы» или других антиутопий, написанных в XX веке. Учащихся заинтересует обращение к современной литературе об их сверстниках, особенно в популярном сегодня жанре, приближенном к фантастике. В ходе урока выясняется, актуален ли жанр антиутопии сегодня, в XXI веке, и в чем заключается эта актуальность.

  • Луиджи Да Порто «История двух благородных влюбленных и их скорбной смерти, произошедшей в Вероне во времена синьора Бартоломео Делла Скала» и «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира
    2005/06

    Автор:
    Маслак Наталья Владимировна

    Сравнительный анализ двух произведений, объединенных не только одними героями, но и схожими сюжетами, дабы пробудить интерес учащихся к изучению других, более сложных для восприятия, драматических произведений английского автора. Не следует разбивать уроки на два отдельных занятия, чтобы не нарушить целостности художественного восприятия.

  • «Луч Надежды» (по рассказу Л.А.Андреева «Петька на даче» и Э.Э.»Хачыгыр»
    2008/09

    Автор:
    Никодимова Мария Ивановна

    На данном уроке учащиеся вместе с учителем рассматривают два литературных произведения. Анализируют по отдельности, а потом сравнивают и делают выводы.

  • «Любви все возрасты покорны…» (Любовная лирика Пушкина)
    2010/11

    Автор:
    Корощуп Любовь Александровна

    На уроке изучается любовная лирика А.С. Пушкина в эволюции, раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся.

  • Любимый герой Древней Греции
    2006/07

    Автор:
    Сентемова Ирина Евгеньевна

    Одной из самых любимых детских книг является книга «Герои Эллады», рассказывающая о подвигах героев Древней Греции Ясона и Геракла. Школьники с большим интересом читают о подвигах Геракла. Этот материал способствует формированию у подрастающего поколения, в первую очередь юношей, мужского начала, желания стать защитником своих близких, Родины. Материал может быть использован как на уроках мировой художественной культуры по теме «Античная литература», так и на уроках литературы в 6-м классе по теме «Мифы». Классный руководитель может использовать данный материал в беседах со школьниками на морально-этические темы, к Дню защитника Отечества.

  • «Любимых детских книг творец…»
    2007/08

    Авторы:
    Гилязтдинова Дина Вазыховна, Досова Любовь Николаевна

    Композиция посвящена жизни и творчеству русского писателя Аркадия Гайдара. Мероприятие, сопровождающееся слайдовой презентацией, направлено на формирование патриотического чувства учащихся, на развитие интереса к теме гражданского и нравственного воспитания подростков. Предлагаемая композиция может быть использована на уроках чтения или как внеклассное мероприятие.

  • «Любимых детских книг творец…» Литературная композиция, посвященная А.П. Гайдару
    2007/08

    Авторы:
    Гилязтдинова Дина Вазыховна, Досова Любовь Николаевна

    Предлагаемая композиция может быть использована на уроках чтения или на внеклассном мероприятии. Сценарий о жизни и творчестве Аркадия Гайдара сопровожден слайдовой презентацией. Композиция направлена на формирование патриотического чувства учащихся, на воспитание гражданских и нравственных позиций у подростков.

  • «Люблю природу русскую». Зима
    2008/09

    Автор:
    Пащенко Надежда Васильевна

    Урок воспитывает чувство прекрасного средствами музыки и поэзии. В ходе урока учащиеся учатся выразительному, эмоциональному чтению стихов.

  • «Люблю тебя, мой край суровый, северный»
    2014/15

    Автор:
    Холманских Ольга Владимировна

    Урок литературы в 6 классе по стихотворению Г.Н. Цыпукова «Люблю тебя, мой край суровый, северный…» проводится в рамках темы «Тема родины и родной природы в творчестве поэтов ХХ века» и имеет краеведческую направленность. Урок знакомит учащихся с личностью и творчеством поэта Г.Н. Цыпукова, развивает устную и письменную речь учащихся в ходе анализа поэтического текста.

  • «Люблю тебя, родина кроткая». Литературно-художественная композиция
    2010/11

    Автор:
    Посельская Александра Петровна

    Сценарий внеклассного мероприятия посвящен 115-летию со дня рождения С.А. Есенина. Мероприятие направлено на повышение интереса к лирике поэта, развитие речи и творческих способностей учеников, любовь к литературе.

  • Любовная интрига комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» глазами учащихся
    2006/07

    Автор:
    Дмитриева Надежда Викторовна

    Концепция технологии развития критического мышления (ТРКМ) основана на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Эта технология помогает учащимся творчески осмыслить текст художественного произведения, понять замысел автора, выработать собственное мнение. Некоторые методы и приемы работы по ТРКМ показаны на примере темы «Любовная интрига комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»».

  • Любовная лирика А.С. Пушкина
    2007/08

    Автор:
    Фатнева Надежда Николаевна

    С первой любовью человек открывает для себя новый этап жизни. У любви есть свои возрастные ступени: детская и юношеская, взрослая и «закатная». Любовь — это необыкновенное чувство. Любви все возрасты покорны. Как рождается в нас любовь? Почему именно этого человека ты хочешь видеть и не можешь жить без него? Эти вопросы волнуют часто девочек и мальчиков в 14–16 лет. Вот поэтому интересна для них тема любви в лирике поэтов. А лирика А.С. Пушкина особенно. Ведь дети должны ответить на вопрос, почему А.С. Пушкин писал много о любви?

  • Любовная лирика А.С. Пушкина
    2008/09

    Автор:
    Боровкова Галина Николаевна

    Анализ двух стихотворений А. С. Пушкина: «Я помню чудное мгновенье…» и «Мадонна». Рассказывается история создания 1-го стихотворения, выясняется его композиция, формулируется основная мысль, выявляются выразительные средства. Во 2-м стихотворении анализируется лексика, разбираются признаки сонета.

  • Любовная лирика А.С. Пушкина
    2012/13

    Автор:
    Александрова Ирина Феликсовна

    Урок знакомит с любовной лирикой в произведениях А.С. Пушкина.

  • Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс
    2006/07

    Автор:
    Тимашкова Инна Петровна

    Говоря о любовной лирике Пушкина, мы остановимся на двух прекрасных вариациях стихотворения «На холмах Грузии…». Попытаемся понять, чем вызвана переработка первого варианта, назовём адресата каждого текста и рассмотрим, как создаётся основное настроение окончательного варианта стихотворения.

  • Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс
    2010/11

    Автор:
    Канкулова Марита Лябидовна

    Автор знакомит учащихся с поэзией А.С. Пушкина. Развивает высокие эстетические чувства учащихся. Урок углубляет представление о любовной лирике, психологизм пушкинских стихотворений.

  • Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс
    2010/11

    Автор:
    Болдина Ольга Александровна

    Слияние произведений различных видов искусства в отображении действительности: поэзии, музыки, живописи — того, что позволило назвать XIX век «золотым веком» в развитии искусства.

  • Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс
    2011/12

    Автор:
    Абрамова Елена Владимировна

    Цели урока: показать взаимодействие творческой индивидуальности и литературной традиции; учить определять авторскую позицию и давать собственную трактовку литературного произведения, аргументировать ее обращением к тексту; привлечь внимание к понятию «Литературный герой»; пробудить интерес к творчеству А.С. Пушкина через эмоции, вызвать эмоциональный отклик; продолжить работу по формированию умений вести диалог, дискуссию, аргументировать свою позицию.

  • Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты стихотворений поэта
    2011/12

    Автор:
    Протасова Светлана Юрьевна

    На уроках соединяются литература, музыка и живопись. Итог самостоятельной работы учащихся ‒ заполненная таблица и мини-сочинение «Портрет дамы пушкинской эпохи».

  • Любовная лирика В.В. Маяковского
    2004/05

    Автор:
    Зарипова Наталья Геннадьевна

    В статье приводится разработка урока по теме: «Любовная лирика В.В. Маяковского». Цель урока: дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, закрепить умение анализировать лирическое произведение; уметь обобщать, заставить учащихся задуматься о том, что значит для них это чувство, как они сами его понимают, каким оно должно быть.

  • Любовная лирика В.Маяковского
    2008/09

    Автор:
    Пискарева Римма Ивановна

    Целью данного урока является: дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, познакомить с фактами биографии поэта; закрепить умение анализировать лирическое произведение; заставить учащихся задуматься над тем, что такое любовь и как они понимают это чувство. Показать В.Маяковского не только как поэта, но и как человека с ранимой душой.