• Косолапова Ирина Викторовна, педагог- психолог

Цель: Подвести детей к осознанию ценности
жизни, уметь находить решение жизненных проблем,
используя знания; разъяснить приоритетные
направления детского закона и ответственность
подростков за правонарушения. Создать
благоприятные условия для эффективного
межличностного общения в группе.

Методы:

Словесно-эвристическая беседа с элементами
самостоятельной работы;

Частично-поисковый – выполнение работы в
группах; индивидуальная работа учащихся.

Форма проведения: групповое занятие с
применением педагогической технологии:
технологии сотрудничества, технологии
обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Участники: учащиеся школы в возрасте 12-15 лет.
Количество участников 10-12 человек, ведущий
педагог-психолог.

Время проведения занятия: 40 мин.

Материалы к занятию: корзина с камнями, банка,
доска, магниты, образцы лучиков солнца,
фломастеры, листы бумаги.

Предполагаемый психологический результат: Становление
благополучного, самостоятельного подростка
позитивно относящегося к детскому закону 1539 КЗ.


Ход урока

Группа учащихся из 12 человек и педагог-психолог
сидят по кругу. В центре круга на столике стоит
корзина накрытая салфеткой и пустая банка.

Педагог-психолог: Здравствуйте
ребята! Сегодня мы с вами поговорим о величайшей
ценности человека – о его жизни, единственной и
неповторимой. Народная пословица гласит: “Жизнь
прожить – не поле перейти”. Овладение наукой
жизни начинается с поисков ответов на вечные
философские вопросы: Что такое жизнь? Что такое
счастье? Что добро, а что зло? Что такое порядок и
как быть, и как жить в обществе? Давайте немного
поговорим об этом.

Как вы думаете: “Что такое счастье?” (ответы
детей)

Ученик: Согласно толковому словарю,
счастье, в первом значении этого слова, чувство и
состояние полного, высшего удовлетворения; во
втором, — успех, удача. Объединив оба значения, на
вопрос: «Что такое счастье?» (в общепринятом
смысле) можно сказать: “Счастье — это такое
состояние человека, когда он способен испытывать
чувство полного удовлетворения, возникающее в
результате успеха и удачи”.

Ученик: Счастье непосредственно не связано
ни с богатством, ни с высоким общественным
положением, ни с возрастом человека. Богатый и
бедный, глава государства и бомж, молодой и
старый могут быть как безмерно счастливы, так и
безмерно несчастны. При этом, как показывает
жизнь, среди богатых и «великих» процент
по-настоящему счастливых людей, способных
испытывать чувство высшего удовлетворения,
гораздо меньше, чем среди людей всех других
категорий.

Ученик: Богатые и «великие», как правило,
ненасытны в своем стремлении к богатству и
власти. Поэтому им их всегда не хватает, и они
постоянно воюют между собой и со всем миром за
передел собственности и власти. А разве можно
испытывать чувство полного, высшего
удовлетворения, постоянно находясь в состоянии
войны? По-настоящему счастливой может быть
только мирная жизнь. Поэтому на вопрос: «Что
такое счастье?» можно ответить и по-другому.
Счастье — это такое состояние души, когда человек
находится в полном согласии с самим собой и со
всем окружающим Миром.

Педагог-психолог: Что же такое добро и зло?

Ученик: Место добра и зла находится в
категориях этики. Добрее не тот человек, который
не делает зла, а тот, который его не желает.

Толстой Л. Н. говорил, что : “Сколько в человеке
доброты, столько в нем и жизни”. Эмерсон Р.У.
писал: “Быть добрым означает находиться в добрых
отношениях с людьми, считаться с другими, уметь
им уступать. Но только в сравнении
противоположностей можно понять, что такое
добро, так что добра без зла не бывает”.

Ученик:


«Будь благодарен дереву за тень.
Реке — что воду пил ты в жаркий день.
Был добр к тебе какой-то человек-
Его добра не забывай во век.
Сам сделай доброе кому – нибудь —
Не поминай ему и сам забудь!»

Так сказал Мирза Шафи Вазех — азербайджанский
поэт.

Педагог-психолог: Добро и зло неразделимо
идут рука об руку по нашей жизни. Но почему люди
часто говорят о порядке в обществе, и разве не
достаточно каждому быть добрым и порядочным? Что
же такое порядок, как быть и как жить в обществе?
Есть древневосточная притча о порядке в самом
себе. Я ее немного перефразирую к нашему времени.
Итак, притча гласит : Если хочешь навести порядок
в своей стране, наведи порядок в своей станице.
Если ты, хочешь навести порядок в станице, наведи
порядок в семьях. Если хочешь порядка в семьях, то
наведи порядок в собственной семье. А чтобы был
порядок в собственной семье, наведи порядок в
самом себе. А для этого ты обязан познать самого
себя.

Скажите ребята, а что нам помогает познать себя?
(ответы учащихся)

Педагог-психолог: Верно, чтобы познать себя
нам помогают психологические игры, беседы,
лекции, тренинги, но и релаксация. Благодаря
которой мы можем расслабиться и снять
напряжение. Давайте и мы с вами сейчас проведем
релаксацию. (звучит спокойная музыка)

Педагог-психолог: Сядьте удобно, закройте
глаза, сделайте три глубоких вдоха и медленно
выдохните. Ощущаете, как вместе с воздухом
выходит отрицательная энергия. Ваша голова
расслабляется, расслабляются руки, ноги, ваше
тело. Дыхание становится легкое и свободное.
Сердце бьется ритмично. Представьте себе, что вы
плывете в лодочке по реке, и вас покачивает на
волнах, дует теплый ветерок в лицо, вы ощущаете
приятное прикосновение ветра, ваши волосы
развиваются на ветру. Вы полностью расслаблены.
Побудьте еще немножко там, рассмотрите красоту
природы. На счет три вы откроете глаза.

Педагог-психолог: Какие у вас ощущения? Кто
смог расслабиться и отдохнуть? У кого не
получилось? Что помешало? (возникла проблема).
Проблемы есть не только у вас, но и у большинства
ваших сверстников.

Ребята я принесла сегодня на занятие корзину,
но это не простая корзина, в ней находятся
необыкновенные камни, все они разной величины,
каждый камень – это ваша проблема. Давайте я
сейчас подойду к каждому из вас, и вы выберете
себе камушек из корзины. Подумайте и решите,
какая проблема в данный момент для вас самая
важная.

А сейчас мы будем наполнять этот сосуд вашими
проблемами. Ваша задача не только опустить
проблему в сосуд, но и назвать ее вслух.( дети
кладут камни в банку и говорят свою проблему,
например: меня не понимают родители; мне хотелось
помочь подруге бросить курить и т.д.)

Педагог-психолог: И что же делать с этими
проблемами? Пусть висят как груз? Кто может
помочь вам? К кому бы вы обратились за помощью?
(ответы детей, например: родители; учителя;
друзья; психолог; социальный педагог; милиция;
телефон доверия и т.д.)

Ученик: А я думаю, что в нашем Краснодарском
крае, закон который защищает детей, уже принят.
Закон 1539 — КЗ. “О мерах по профилактике
безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних в Краснодарском крае”

И я думаю, что все помнят лозунг: “На Кубани
закон такой: 22:00 – детям пора домой”.

К этому закону дети и взрослые относятся по —
разному. Давайте послушаем разговор подростков.

Дело было вечером
Делать было нечего!
В школьном дворике станицы
Шел серьезный разговор.
Кто на лавочке сидел
Кто в песочнице гудел,
Мы сидели да болтали
И по лету тосковали.
— Да . . . пришел конец свободе!
Ты слыхала про закон?
— Нас он не коснется вроде…
Он для малышей рожден.
— Как для малышей? А мы?
Говорят. И мы должны
На часы всегда смотреть,
Чтоб скорей домой успеть.
— Я не понял, почему
Должен жить я по часам?
Для меня закон не сила!
Как мне жить я знаю сам!

Педагог-психолог: Мы услышали мнение ребят о
новом законе. А теперь мы попробуем высказать
свое мнение. Я предлагаю вам разделиться на две
группы, 1 группа будет высказывать, что их
устраивает в этом законе, а 2 группа будет
высказываться, что их не устраивает в этом
законе. (Дети по очереди высказывают свое мнение).


Мне нравится Закон, потому что

Мне не нравится Закон, потому
что

Детский закон-забота о детях,
возрождение семейных традиций
Жесткие временные ограничения до 22
часов быть дома
Родители стали больше времени
проводить с детьми, маленькие дети играют на
площадке под присмотром родителей
Нужно всегда носить ученический билет
Меньше стало детской преступности,
групп бесцельно бродящих молодых людей, не
страшно возвращаться домой одной
Девочкам нельзя участвовать в
конкурсах моделей
Запрещена продажа сигарет и пива детям,
привлекаются к ответственности продавцы,
нарушившие закон

После 22 часов нельзя
находиться в интернет – клубах, дискотеках и
других развлекательных заведениях.

Стало больше мероприятий для молодежи,
еженедельно проводятся вечера и дискотеки.
Нельзя самому забрать сестренку из
детского садика или отвезти на спортивную секцию
Открыты спортивные площадки и школьные
спортзалы до 21часа.
Родители постоянно звонят, и
спрашивают, когда буду дома

Педагог-психолог: Итак, мнения наших ребят
разделились. Но давайте с вами подумаем о том, что
новый детский закон направлен на заботу о
будущем нашей страны. Ведь не зря говорят, что
наше будущее рождено вчера. Вы уже на пороге
выхода из школы, но за вами идут новые мальчишки и
девчонки, которые хотят спокойно ходить по нашим
улицам, посещать кружки и секции, заниматься
спортом и расти здоровыми как физически, так и
морально.

Ребята, посмотрите, на доске Солнце “Закон 1539”.
Но оно грустное, потому что у солнца нет лучиков.
Я вам предлагаю лучики солнца. А теперь на этих
лучиках попробуйте одной фразой записать только
хорошее, что принес новый закон детям
Кубани.(дети пишут, а затем по очереди подходят к
доске и прикрепляют свои лучики с надписями к
солнцу)

Педагог-психолог: Ребята мне хочется сказать,
что пока работает детский закон 1539-КЗ ваша жизнь
и жизнь всех ребят будет сиять как солнце!